Шпоры по возрастной

Автор: | 21.03.2017


1. Развитие – процесс качественного изменения целостной системы, преобразования ее структуры, а не отдельных изолированных элементов.

Основные признаки развития:

 Единство качественных и количественных изменений

 Единство прогресса и регресса

 Единство постепенности и прерывности

 Необратимость изменений

 Структурные изменения в системе

 Изменения как результат появления и накопления внутренних противоречий в системе

2. Абсолютный возраст (хронологический или календарный возраст) отражает длительность существования какого-либо объекта во времени от момента его появления до момента измерения возраста.

Условный возраст характеризует местоположение объекта в некотором эволюционно-генетическом ряду, который на основе качественных и количественных признаков разделен на периоды. Эволюционно-генетический ряд отражает представление о том, какие периоды включает процесс развития и каковы критерии их выделения.

Можно выделить следующие виды условных возрастов: биологический, социальный, психологический, субъективно переживаемый.

Развитие возрастных свойств человека обладает свойством многомерности и геторохронности. Многомерность возрастного развития означает, что каждый возраст можно определять по множеству разных критериев. Гетерохронность возрастного развития означает, что все свойства развиваются неравномерно.

3. Ллойд Демоз:

1. Стиль детоубийства (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия.

2. Бросающий стиль (IV - XIII вв) Родители начали признавать в ребенке душу, хотя отправляли в монастырь, отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома.

3. Амбивалентный стиль (XIV - XVII вв.) характеризуется тем, что ребенка начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют.

4. Навязчивый стиль (XVII в.). Родители становятся значительно ближе ребёнку. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

5. Социализирующий стиль (XIX - середина XX в.) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда - стремление к эмоциональной близости с детьми, понимаю, эмпатии и т. д.

4. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Он считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет (рекапитуляция – повторение) эволюции видов и историю человеческого рода. Индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение сначала филогенеза, потом антропогенеза и, наконец, – социогенеза. В качестве аргумента в пользу своей теории исследователь указывал на параллели и аналогии между развитием ребенка в онтогенезе, с одной стороны, и развитием животных видов, человеческой историей и процессом становления человека как вида, с другой. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Теория трех ступеней развития К.Бюлера Он также опирался на биогенетический закон, рассматривая развитие поведения, когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка как краткое и быстрое воспроизведение стадий психического развития далеких животных и человеческих предков. В соответствии с данной теорией развитие поведения ребенка проходит те же три стадии – инстинкт, дрессура, интеллект, что и развитие поведения животных в филогенезе. В ходе эволюции поведения происходит переход удовольствия с конца действия на его начало. Удовольствие - есть основная движущая сила развития. Переход со стадии на стадию Бюлер связывал с развитием ЦНС и последовательным созреванием подкорковых структур. Предполагалось, что созревание соответствующей структуры автоматически приводит к возникновению новой формы поведения. Для изучения ребенка предложил использовать зоопсихологический эксперимент.

5. Бихевиористы считали, что ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому с самых первых дней жизни ведущее место в развитии занимают процессы научения. Теория классического обусловливания исходит из схемы: условный стимул => безусловный стимул => безусловная реакция, которая в дальнейшем преобразуется в схему: условный стимул => условная реакция. Основные законы, определяющие возникновение нового поведения, - это законы научения. Например те, что сформулированы Э.Торндайком:

• Закон готовности: индивид должен быть готов к подкреплению определенным видом стимула. Если подкреплением является пища, то животное должно быть голодным;

• Закон подкрепления или эффекта: научение происходит только при условии подкрепления новой адаптивной реакции;

• Закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее закрепления.

6. А. Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Он составил Атлас поведения младецна, впервые использовал полупроницаемое стекло, названное впоследствие "зеркало Гезелла". Ввёл в психологию метод лонгитюдинального исследования. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей. Он ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ), осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований. Л. Термен сделал вывод о том, что "гений" ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

7. У.Штерн применил близнецовый метод. Периоды психического развития ребенка Штерн выделял на основании аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры, т.е. в соответствии с принципом рекапитуляции. Первая стадия (первые 6 месяцев жизни ребенка) – стадия млекопитающих, характеризуется преобладанием неосмысленного рефлекторного поведения. Вторая стадия (второе полугодие жизни ребенка), когда ребенок начинает хватать предметы, соответствует состоянию высших млекопитающих. Третья стадия, когда ребенок овладевает речью и ходьбой, соответствует начальным ступеням человеческого развития. На четвертой стадии (период от 2 до 5-7 лет) ребенок повторяет развитие первобытных народов, он читает сказки и играет. Пятая стадия (школьный возраст ребенка) связана с появлением социальных обязанностей – это стадия вступления человека в культуру и государственность, экономику.

8. З. Фрейд:

1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью.

2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией.

3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий.

4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов.

5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.

9. Эриксон

Групповая идентичность обозначает чувство неразрывной связи человека с определенной социальной группой, ценности которой он полностью разделяет, ощущает себя ее частью, и принадлежность группе переживает как верность самому себе. Групповая идентичность появляется в начале любой стадии развития, на ее основе потом развивается Эго-идентичность.

Эго-идентичность обозначает субъективное чувство непрерывной тождественности самому себе во времени и в пространстве

10. Сирс.

Сирс бихевиоризм соединил с идеями психоанализа. Детская зависимость от окружающих – сильнейшая потребность (психоанализ). Ребёнок научается вести себя так, чтобы привлечь внимание родителей. Проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь (бихевиоризм).

Три фазы развития:

1) Фаза рудиментарного поведения (до 1,6г.) – основана на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве; развитие первичных мотивов;

2) Фаза первичных мотивационных систем (1,6-5 лет) – основана на научении внутри семьи (= первичная социализация);

3) Фаза вторичных мотивационных систем (после 5 лет) – основана на научении вне семьи (= вторичная социализация).

5 форм зависимого поведения: 1. "Поиск негативного, отрицательного, внимания": 2. "Поиск постоянного подтверждения" 3. "Поиск позитивного внимания" 4. "Пребывание поблизости" 5. "Прикосновение и удержание".

11. Главное понятие концепции Скиннера - подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова..

Подкрепление бывает положительным и отрицательным. Положительное подкрепление добавляет что-то к ситуации (одобрение, деньги). Поведение может усиливаться путем устранения чего-то из ситуации - это отрицательное подкрепление (родители, уступающие ребенку, чтобы избежать его агрессии; шофер, подчиняющийся скоростным ограничениям, чтобы избежать штрафа). Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, наказание обычно подавляет его. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение детей ранее обещанного удовольствия).

 

12. А. Бандура включает в схему "стимул-реакция" четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта.

1)   Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели - ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.

2)   Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.

3)   Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.

4)   Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.

13. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями. Зачастую существует огромный дефицит общения детей с отцами. Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Крайний случай такой изоляции достигается с помощью прибора "искусственная нянька". Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные, условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка, что приводит к отчуждению, причины которого -- в дезорганизации семьи. Однако, считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются.

14. Пиаже

Процесс адаптации имеет 2 стороны, которые идут вместе, но одна из них может преобладать над другой:

1. Ассимиляция – это процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия, познание с помощью уже имеющихся структур.

2. Аккомодация – изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта, изменение самих структур под познаваемый объект.

Переход от эгоцентризма к децентрации:

1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий (эгоцентризм) 2) начало разделения субъекта и объекта; 3) децентрация – координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.

Выделял периоды развития по развитию интеллектуальных структур: 1) Предоперациональная стадия мышления (сенсомоторный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями – чисто внешние действия; 2) Стадия предпонятийного и интуитивного мышления – внутренние действия с образами, символами; последовательные предметные действия; 3) Стадия конкретных операций – умственные действия опираются на внешние, наглядные данные; 4) Стадия формальных операций – мыслительные операции, основанные на формальной логике, гипотезах, дедуктивных рассуждениях.

15. Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне.

Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.

Уровни развития морального сознания:

1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:

1а - ориентация на избегание наказания;

1б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).

2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:

2а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;

2б - установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).

3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.

3а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;

3б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;

3в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;

3г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.

16. Теория психического развития Леонтьева состоит из двух, непосредственно между собой не связанных частей.

I. В филогенезе психики Леонтьев выделяет 6 этапов:

Допсихические формы жизни: процессы ассимиляции/диссимиляции. Возникновение чувствительности, а значит и психики – животные и люди; Возникновение перцептивности, наличие психики; Возникновением интеллекта; Возникновение сознания – только люди; Возникновение мышления и речи.

II. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований.

В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:

1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;

2) раннее детство – предметная деятельность;

3) дошкольное детство – игра;

4) школьный возраст – учение;

5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;

6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность

 

17.Л.С. Выготский

Натуральные психические функции – природные по происхождению, непосредственные по структуре, непроизвольные по типу функционирования.

ВПФ – социальные по происхождению, опосредованные по структуре, произвольные по типу функционирования

1. Первый этап возникновения ВПФ, когда они подчиняются взрослому, который использует знаки для влияния на ребенка.

2. Второй этап развития ВПФ – ребенок делает знак своим средством, и с его помощью начинает подчинять чужое внимание, память, восприятие.

3. Третий этап развития ВПФ – ребенок начинает использовать знак для управления собой, признаком этого сначала является асоциальная речь, направленная на самого себя, которая позже вытесняется социальной. Асоциальная речь становится внутренней, речью про себя.

Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем его актуального развПредложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения происходят в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорождённости, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трёх лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.

ития и уровнем его потенциального развития.

18. И.Р. Гальперин

3 вида ориентировочной основы действия, каждый из которых создает условия для формирования умений и навыков:

1) I тип: неполная ориентировочная основа, при которой обучаемому выдается образец выполнения действия (как делать) и его конечный продукт (что делать), но по существу нет указаний о правильности выполнения действия

2) II тип: полнота для отдельных образцов, когда добавляются указания о правильности выполнения действия, осуществляется анализ материала в части его соответствия выполняемому действию. При этом пробы и ошибки в обучении являются уже случайными. Результат действия стабилен, однако знания, формируемые на этой ориентировочной основе, являются эмпирическими, т.е. в них нет отделения случайного, ситуативного от закономерного, существенного.

3) III тип: полная – осуществляется планомерное обучение анализу новых заданий, выделение опорных точек и условий их правильного выполнения. Учащиеся самостоятельно строят ориентировочную основу будущего действия. При этом условии действие формируется гибким, оно полностью переносится, поскольку сами условия формирования разумны для учащихся, т.е. раскрываются в своем внутреннем строении. Знания устойчивы и понятийны.

 

19. Д.Б. Эльконин

Гипотеза о периодичности процессов развития. Данная гипотеза состоит в том, что имеет место происходить закономерное чередование то периода развития в большей мере аффективно-потребностной, иначе говоря, личностной сферы, то операционно-технической, или умственной сферы.

Схема построения периодизации следующая: цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) – наиболее крупная единица. Она состоит из двух дополняющих друг друга периодов – периода развития мотивационно-потребностной (личностной) сферы и периода развития операционно-технической(умственной) сферы. После каждой эпохи идет большой кризис перестройки отношений личности с миром. Это кризисы 3, 12 и 17 лет. Период отделен от соседнего малым кризисом. Малый кризис – это кризисы 1, 7, и 15 лет. Суть противоречия малого кризиса в том, что есть уже сформированные мотивы (потребности, желания и т.п.), но нет необходимы средств достижения целей, претворения в жизнь желаний (умений, навыков и т.п.)ущность больших кризисов состоит в отсутствии сформированных мотивов (потребностей, желаний и т.п.), а также актуальной задачей построения новой жизненной позиции.

20. Основные пункты полемики А.В. Петровского с концепцией психического развития Д.Б. Эльконина

1. Явное расхождение, неравенство понятий "индивид" и "личность", также понятий "психическое развитие" и "развитие личности". 2. Неправомерно закрепить за каждым возрастным периодом одну раз и навсегда данную ведущую деятельность, хотя и признавая при этом наличие других деятельностей 3. Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и педагогический подход.

А.В.Петровским предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности.

Выделил три основных процесса, определяющих ход развития:

1) Адаптация – присвоение социальных норм и ценностей = становление социально-типического в человеке;

2) Индивидуализация – открытие или утверждение своего «Я», выявление склонностей, возможностей, особенностей характера, = становление индивидуальности;

3) Интеграция – изменение жизнедеятельности окружающих людей, внесение своих вкладов в общественные отношения и деятельность и ихх принятие окружающими = становление всеобщего в личности.

Выделены собственно возрастные этапы формирования личности, каждый состоящий из трех фаз развития (адаптация, персонализация иинтеграция):

• ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3);

• детсадовское детство (3-7),

младший школьный возраст (7-11);

• средний школьный возраст (11-15);

• старший школьный возраст (15-17).

21.В. И. Слободчиков

В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «со-бытийной общности». Внутри со-бытийной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть само-бытным.

Виды кризисов: кризис рождения – это кризис самости и ожидание, поиск новых форм событийности. Вхождение в новую общность и качественные преобразования в системе отношений с миром, с людьми и собой как новое рождение. Кризис развития как освоение новой общности, поиск новых способов самоопределения, освоение человеком нового слоя своей самости в рамках новой предметности и нового "оспособления", приводящего в соответствие его "хотения и умения".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 76 = 79